четверг, 7 августа 2014 г.

Рига, которую мы не знаем. Рижский железнодорожный вокзал.

Рига, Вокзал 1910


Первый пост серии "Рига, которую мы не знаем" я посвящаю Рижскому железнодорожному вокзалу.

Сначала расскажу, с чего для меня все началось.

Как-то, рассматривая старинные открытки с видами города Риги, я наткнулась на милую открытку 100-летней давности, с изображением небольшого здания с небольшой, в византийском стиле, башенкой у входа. Надпись гласила "Рига. Вокзал" (Riga. Der Bahnhof). Открытка была датирована 1910 годом и была отправлена из Риги в Дрезден.

Честно скажу, я испытала легкий шок! Родившись в Риге, мне казалось, что я знаю все основные достопримечательности центра города. А это здание было мне совершенно неизвестно!

Занявшись этим вопросом, я выяснила, что здание на моей открытке, и наш Центральный Ж/Д Вокзал в центре города, - это одно и тоже лицо (то есть здание) - претерпевшее некоторые изменения...





По данным Википедии - Рижский Центральный железнодорожный вокзал - пассажирский терминал станции Рига Пассажирская (латыш. Rīga Pasažieru stacija), крупнейший железнодорожный вокзал в Риге и Латвии. Адрес вокзала: площадь Стацияс, 2.

Строительство Рижского железнодорожного вокзала началось в 1858 году после того, как был утверждён проект первой железной дороги Рига — Динабург (Двинск, Даугавпилс). Станция начала свою деятельность в 1861 году, с открытием дороги на Динабург и далее на Санкт-Петербург и Варшаву

Сам вокзал представлял собой небольшое двухэтажное деревянное здание, куда перпендикулярно фасаду подходили линии путей. Поначалу там было всего два крытых перрона и четыре пути.

В 1885 году небольшое двухэтажное здание было перестроено и расширено. К зданию вокзала были пристроены два трёхэтажных крыла из кирпича. 

Попасть на перрон можно было только через контрольный пункт, на котором отъезжающие показывали билеты. Были специальные билеты и для провожающих — перронные. Сохранялись они и во времена Первой республики и стоили 10 сантимов.
Фасад старого вокзала выходил на улицу Гоголя. До революции возле нее было кольцо нескольких трамвайных маршрутов, тут же «парковались» пролетки. В 1930-е годы их сменили черные таксомоторы.

В 1889 году на привокзальной площади завершено строительство православной часовни Александра Невского.

Часовня воздвигнута в честь чудесного спасения семьи императора Александра III в железнодорожной катастрофе императорского поезда возле станции Борки, когда 17 октября 1888 года императорская семья возвращалась с Кавказа в Санкт-Петербург. 

Проект часовни в «русском стиле» разработал архитектор  А.Кизельбаш. Камень в основание строения заложили 4 июля 1889 года, а уже в октябре здание было готово и освящено. Это была высокая восьмиугольная часовня, увенчанная барабаном и  шатровой крышей. Стены ее были богато декорированы: мозаики с изображениями святых, филигранные гранитные колонны, православные кресты, башенки, главы-луковки и карнизы. Часовня была истинным украшением Привокзальной площади. Вход был со стороны вокзала, на  тыльной стороне сооружения имелась надпись, рассказывающая о чудесном спасении императорской семьи. Не менее роскошным выглядело внутреннее убранство часовни. В окна были вставлены витражи в византийском стиле с геометрическим орнаментом. Стены покрывала майоликовая плитка. Повсюду висели иконы в простых и дорогих окладах, стояли киоты и подсвечники, дубовый иконостас украшали иконы Спаса Нерукотворного, Богородицы, св. Александра Невского и других святых. Потолок часовни был так же богато расписан.





1910

Рига, Двинский вокзал, 1916

Назывался вокзал Динабургский (позднее Двинский). 




Кстати, вокзал в Динабурге  назывался Рижским.


Рижский вокзал в Динабурге, 1916 год
 

Часовня Александра Невского простояла до 20 июля1925 года, когда решением Рижской городской управы её снесли, «как воспоминание о временах царизма и по желанию общественности».


Рига, Железнодорожная Станция 1930-е годы. Часовни уже нет

В 1902 году в Риге был разработан план реконструкции железной дороги, с одной центральной станцией для всех поездов, приходящих в Ригу.

Этот план был частично реализован в 1914 году, и станция стала главной в Риге. Железная дорога теперь проходила над центральными улицами Риги, был построен новый железнодорожный мост через Даугаву

Рижские Железные мосты через Двину
Однако преобразование Рижского железнодорожного узла завершить тогда не удалось, так как началась Первая мировая война.

В конце борьбы Латвии за свободу были установлены международные перевозки, от вокзала Риги в разные страны.

В 1937 году был принят проект нового железнодорожного вокзала, который не удалось реализовать, из-за того, что летом 1940 года Латвия была включена в состав Советского Союза, а также из-за начавшейся войны.

 1940


Вплоть до 1940 года вагоны разделялись на три класса, что примерно соответствовало нынешним СВ, купейному и плацкартному. Были и специальные — для некурящих. Вагоны трех классов курсировали и на Рижское взморье. С живностью — от кур до кошек и собак — полагалось ехать в теплушке, прицепном товарном вагоне с сиденьями. В 1930-е годы проезд в Булдури в третьем классе стоил 70 сантимов, во втором — 1,05 лата. (http://pribalt.info/content/zheleznaja-doroga)



В 1954 году реконструкция вокзала вновь продолжилась, были разработаны несколько проектов. Авторами нового проекта центральной станции стали архитекторы В. Кузнецов и В. Ципулин. 
1954


 В период с 1959 по 1967 года Рижский вокзал был перестроен​​. 


В общем Динабургский (Двинский)
вокзал  простоял 100 лет. В 1961 году построили новый — Центральный пассажирский.





 В 1960 году открылись пассажирские, служебные и технические помещения, в 1965 году было построено почтовое здание и зал с междугородними кассами.

В 1964 году у входа в центральный вокзал заработали главные городские башенные часы, которые также служили вокзалу водонапорной башней. Механизм часов приводился в движение электричеством, а в тёмное время суток их циферблат подсвечивался неоном. 


Здание старого вокзала, построенное ещё в 1861 году и расширенное в 1889 году, снесли в 1965 году, а в начале июня 1967 года уже ввели в эксплуатацию новое здание. Это было последнее строение, завершающее весь комплекс центрального вокзала. На первом этаже находились кассы предварительной продажи билетов, а на втором этаже этого здания располагался ресторан. В конце 1970 года циферблат вокзальных часов был заменён электронным табло.







В семидесятые годы в зале пригородного сообщения были установлены кассовые автоматы, они располагались по всему залу. В них можно было приобрести билеты до любой пригородной станции, необходимо было лишь забросить в него необходимое количество монет и нажать соответствующую кнопку. Это нововведение позволило многим пассажирам приобретать билеты без очереди в кассу.


В период между 2000 и 2003 годами Рижский центральный вокзал претерпел очередную реконструкцию, проводившую компанией «Linstow Varner». В рамках осуществления реконструкции вокзала укрепили несущие конструкции здания, отремонтировали крышу, сменили двери, окна и витрины. Также были установлены лифты и эскалаторы. Одно из существенных нововведений — это соединение двух залов — пригородного и дальнего следования. До этого сквозного перехода между этими залами не было. Также было построено два новых здания, в которых расположился торговый центр «Ориго».

Рижский Центральный Железнодорожный Вокзал, нашы дни
(Источник - сайт Отеля Irina)

Старая башня с часами была снесена, а вместо неё построили новую, высотой 43 метра, вместе с надписью RĪGA — 46 метров. Помимо часовой башни она стала ещё и рестораном, который расположился вверху башни, откуда открывается вид как на саму привокзальную площадь, так и на старый город. На башне восстановили первоначальные часы со стрелками вместо прежних цифровых. 

Источник - сайт ТЦ ORIGO















Комментариев нет:

Отправить комментарий